Услуги колесных экскаваторов в условиях конкуренции

Возможность быстро и самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования делает колесные экскаваторы намного более универсальными и мобильными по сравнению с гусеничной техникой.

Скорость движения экскаватора на колесном ходу может достигать 35 км/ч (а если ее прицепить к грузовику, еще больше), что раз в восемь превышает скорость машины с гусеничным движителем. Важно и то, что обутые в шины колеса не наносят дороге никакого ущерба. Поэтому колесные экскаваторы берут в аренду на те строительные участки, куда гусеничным машинам путь заказан, например в черте города. В этом смысле любое передвижение гусеничного экскаватора по дорожному полотну приводит к образованию вмятин и трещин, а работа на территории парка или зоны отдыха превращает эту зону в месиво, в то время как низкое давление на грунт у пневматических шин позволяет колесному экскаватору свободно перемещаться по мягким или мощеным поверхностям без ущерба для покрытия.

Колесные экскаваторы строители предпочитают брать в аренду, разумеется, при условии, что не понадобятся максимально высокие проходимость и грузоподъемность, но при этом потребуется достаточно высокая мощность. При этом «колесники», способные работать на грунтах до IV категории включительно, часто арендуемые экскаваторы используются на очень серьезных экскаваторных работах – при вычерпывании грунта и получении требуемого уклона при создании базиса для будущей строительной площадки или при подготовке котлована для закладки фундамента. Для таких работ кроме мощности требуются точность при перемещении грунта, очень хорошая управляемость и круговая обзорность – всеми этими качествами современные полноповоротные колесные экскаваторы как раз и обладают. Но кроме того, брать в аренду колесный экскаватор для проведения работ в стесненных условиях и вообще возможности этой машины универсальны, так как могут использоваться для снятия асфальта, очистки кюветов, копания траншей для прокладки коммуникаций, перемещения строительного мусора, планировки под основания и расчистки площадок бульдозерным отвалом, использования в качестве подъемного механизма. Колесные экскаваторы, кроме обязательных ковша «обратная лопата» и бульдозерного отвала, оборудуются самым разным инструментом: ковшом «прямая лопата», гидромолотом, гидроножницами, грейфером, рыхлителем и т. д. С помощью колесного экскаватора можно даже пробурить скважины под столбы, используя гидробур.

Но универсальность колесных полноповоротных экскаваторов, уступающих по этому показателю только экскаваторам-погрузчикам, имеет свои пределы. Колесные экскаваторы однозначно пасуют перед гусеничными машинами на неустойчивых грунтах. Кроме того, наличие колесного шасси подразумевает серьезные ограничения по нагрузке на ось, чем, собственно, и объясняется тот факт, что не существует ни одного «колесника» эксплуатационной массой больше 30 т.

Тем не менее универсальность часто бывает намного более ценным качеством, чем мощность. Это доказали как раз экскаваторы-погрузчики, которые сейчас более востребованы на рынке аренды строительной техники. Статистика российского рынка землеройной техники показывает, что услуги экскаваторов-погрузчиков пользуются наибольшим спросом: за первую половину 2013 г. их продано в России около 4000 ед., в то время как колесных экскаваторов – чуть более 1000 ед., а средних гидравлических (гусеничных) экскаваторов эксплуатационной массой от 20 до 33 т – около 2000 ед.

Кажется, строительные и дорожные организации, размышляя над дилеммой: взять в аренду колесный экскаватор или экскаватор-погрузчик, который в ряде случаев позволит сэкономить на фронтальном погрузчике, выбирают второй. Хотя строители, конечно, понимают, что, арендуя более универсальный экскаватор-погрузчик, они получают слабый и к тому же не полноповоротный экскаватор, который не в состоянии справиться с какой-либо масштабной задачей, когда нужно, к примеру, перенести большую массу грунта за очень короткое время. Дело в том, что экскаваторы-погрузчики и колесные экскаваторы находятся в разных весовых категориях: первые занимают нишу до 12 т, вторые – до 27 т.

Причина популярности экскаваторов-погрузчиков больше связана с общей тенденцией роста механизации на строительных площадках, когда застройщики с помощью этой техники начинают активно лишать работы неквалифицированных рабочих с лопатой. Колесных экскаваторов на этой волне не становится намного больше – тяжеловесная техника и неквалифицированный труд никак не пересекаются, если, конечно, не считать далеких времен первых пятилеток. Однако некоторое повышение конкуренции на рынке аренды землеройных машин само по себе неплохо – все это ведет к появлению более продвинутой техники.